Современные веб-сайты отличаются не только модным дизайном и использованием продуманных методов раскрутки. Ресурсы также имеют большой функционал, который достаточно сложно повторить простой самописной странице. Качественно сделанный сайт с серьезным набором возможностей нелегко написать «с нуля». Именно поэтому программисты используют специальный инструмент – CMS. Также он называется движком для сайта.
Что представляет собой CMS
Знать, что такое CMS, нужно всем, кто хоть как-то приближен к разработке веб-ресурсов. Термин расшифровывается как Content Management System (от англ. система управления контентом). CMS представляет собой программное обеспечение на базе скриптов. Оно позволяет грамотно управлять содержимым сайта, вносить в него изменения, контролировать работу. Системы отличаются большим функционалом и включают в себя огромное количество модулей. Каждый из них отвечает за свой элемент. ПО может помочь составить типовые веб-сайты из блоков (как конструктор). Это легко сделать даже без навыков программирования.
Условно CMS состоит:
- из хранилища баз данных, там находится полная информация о пользователях, наполнении ресурса, а также других важных вещах;
- визуального редактора, помогающего быстро и легко создавать страницы;
- хранилища элементов интерфейса, с которыми взаимодействует пользователь.
Также множественные модули помогут добавить к ресурсу нужные доп. функции.
Для чего используется система
Без современных движков достаточно сложно обойтись любой компании, которая планирует выйти в Сеть и нуждается в сайте. В отличие от IT-агентств, в штате которых имеются профессиональные сотрудники, большинству непрофильных организаций сложно обеспечить себе создание сайта «с нуля». Поэтому CMS для разработки типового веб-ресурса пользуются особой популярностью. Это прекрасное решение для тех людей, которым нужен сайт со стандартными функциями (интернет-магазин или визитка).
При помощи CMS можно:
- наполнить веб-ресурс контентом, изменить и администрировать сайт (даже без навыков программирования);
- улучшить качество наполнения, оптимизировать вид ресурса;
- создать новые страницы быстро и без лишних трат.
От CMS зависит функциональность и возможности ресурса, удобство для пользователя. С помощью правильно выбранной системы можно успешно создать и раскрутить веб-сайт. Сделать его максимально привлекательным для клиентов, надежным и корректно работающим.
Преимущества и недостатки
Использование системы управления сайтом имеет несколько важных преимуществ. Они в большей степени актуальны для владельцев непрофильных компаний, у которых в штате нет большого числа веб-программистов. К преимуществам можно отнести:
- быстроту создания сайта;
- отсутствие необходимости в продвинутых навыках верстки и программирования;
- удобство добавления новых элементов и администрирования;
- легкость создания красивого дизайна;
- простое наполнение.
Эти достоинства делают использование CMS более выгодным вариантом для типовых сайтов, чем создание веб-ресурса «с нуля». Ряд компаний может предлагать самописные системы, но обычно они не могут по-настоящему конкурировать с популярными аналогами по качеству.
Единственный недостаток – сложность создания уникального ресурса с набором нестандартных функций. Однако подобные ресурсы нужны компаниям с соответствующими запросами (например, которые работают в сфере IT). Они могут себе позволить держать штат программистов, которые будут сами разрабатывать веб-ресурс.
Как выбрать CMS
Перед тем, как начинать работать над созданием сайта, нужно максимально изучить рынок. Ведь он предлагает массу вариантов с самыми разными возможностями, ограничениями и условиями использования. CMS делятся на 2 группы: 1) открытые системы, распространяющиеся бесплатно и позволяющие редактировать исходный код; 2) платные проприетарные закрытые решения, не открывающие код. Также выделяют автономные (для создания статичных веб-сайтов) и динамические движки (для интерактивных ресурсов). Перечислим наиболее популярные системы, представленные на рынке.
- Drupal – бесплатная полнофункциональная CMS. Она достаточно тяжелая, имеет в составе все, что нужно для создания полноценного веб-сайта.
- 1С Битрикс – многопрофильный объемный платный движок. Он может быть слишком тяжелым для простых задач, но со сложными будет справляться на отлично.
- Joomla – бесплатный и очень простой в использовании движок, который применяют начинающие специалисты и компании, которым не нужны мощные вычисления.
- MODx – удобный для разработчиков бесплатный движок, обладающий гибкостью и высокой степенью защиты для решения большого количества задач.
- WordPress – всемирно известная CMS. Изначально движок предназначался для создания блогов, но сегодня он обладает огромной функциональностью.
- Движки для создания форумов: vBulletin, phpBB и пр.
- DLE – отчасти аналог WordPress. Простая в использовании и интуитивно понятная CMS.
- Системы для создания различных интернет-магазинов. Есть бесплатные (PrestaShop или OpenCart) и платные (Shop-Script, Umi.CMS и пр.) движки.
- Другие конструкторы с разным набором функций. Стоит учитывать, что в малоизвестных и простых CMS возможности и принцип работы довольно ограничены.
При выборе стоит исходить из удобства: кому-то нравится одна CMS, кому-то другая. Главное – выбрать тот движок, который максимально отвечает потребностям и подходит для конкретной задачи. Также нужно обращать внимание:
- на безопасность;
- возможность проведения доработок элементов;
- скорость работы;
- возможность обработки ошибок;
- удобство работы с метатегами, заголовками и другими важными для SEO деталями;
- возможность создавать семантические URL и собственные имена для веб-страниц;
- отсутствие дублирования страниц;
- наличие русскоязычной локализации;
- набор возможностей и функций;
- поддержку карты сайта;
- отсутствие сторонних элементов (например, не предусмотренных баннеров);
- удобство удаления/добавления страниц и пр.
Также нужно помнить о производительности. Ведь громоздкое и сложное платное решение может оказаться избыточным для сайта-визитки. В случае тяжеловесного ресурса с большой загрузкой слабая CMS скорее всего не справится.
Какая CMS установлена
Иногда требуется узнать, какая система управления клиентами используется на том или ином ресурсе. Без доступа к админке не получается определить это напрямую. Но сделать это можно. Ниже перечислены способы, позволяющие понять, что за движок установлен:
- по файлу robots.txt. Обычно движок влияет на него, и определить систему можно, отследив, к каким файлам закрыт доступ;
- по URL административного кабинета. У разных систем разные адреса (так, WordPress – /wp-admin, а Joomla использует ссылку /administrator);
- через cookies или HTML-трафик. Понять, что за CMS используется сайтом можно по тому, как прописываются поля и названия;
- при помощи сторонних ресурсов. Сервисы наподобие 2ip могут проанализировать веб-страницу и выдать информацию о системе управления клиентами;
- через имена URL. Если не настроены семантические названия ссылок, то движок можно определить по автоматически сгенерированным именам.
Теперь вы знаете, что такое CMS. Выбрать тип системы управления сайтом можно после анализа ресурсов схожей тематики, а также взвесив все минусы и плюсы разных движков. Правильно выбранная CMS позволит обеспечить веб-сайту полный функционал и эстетичный внешний вид, которые будут нравиться пользователям и привлекут новых клиентов. И все это – быстро и без ненужных затрат.