ROI (англ. Return On Investment) представляет собой коэффициент, который показывает прибыльность/убыточность конкретной инвестиции, то есть коэффициент окупаемости. Также он позволяет выстраивать стратегии, прогнозировать доход от будущих рекламных кампаний (РК) и т. д. Он считается почти для каждой инвестиции, в т. ч. в рекламе. Но в маркетинге это ROMI – Return On Marketing Investment. Разница между ними лишь в том, что ROI показывает рентабельность всего бизнеса в целом, а ROMI – конкретно рекламы. Чтобы правильно рассчитать коэффициент, нужно знать сумму вложения и полученные доходы.
Как считать ROI
Коэффициент окупаемости рассчитывается с помощью размещенной ниже формулы. Данный показатель можно получить как за отдельные периоды мероприятия, так и за все сразу.
Пример расчета. Затраты на рекламу в марте были равны 10 000 руб. В результате пришли клиенты, совершившие покупки товаров на 40 000 рублей. Расчет будет выглядеть следующим образом: из дохода вычитаем затраты на рекламу, полученное значение делим на сумму затрат. Для перевода конечного результата в проценты умножаем его на 100 %. Расчет выглядит следующим образом.
Что показывает эта формула ROI? Что окупаемость этой РК равна 300 %. Т. е. каждый потраченный рубль вернулся и принес дополнительно 3 руб. Если показатель слишком маленький, то РК считается неэффективной и обычно ее финансирование прекращается.
Важно
При подсчете ROI не всегда можно учесть все факторы. Например, продажа квартиры. Люди не покупают ее сразу. Вначале они долго выбирают, приходят на сайт сегодня, завтра, а совершают покупку только через 2 месяца. При расчете ROI такие события учесть практически невозможно. Да и продажа всего 1 большой квартиры может перевернуть выполненные расчеты. Это касается и наружной рекламы. Крайне сложно узнать, кто конкретно из клиентов пришел благодаря РК. Коэффициент окупаемости не показывает общей полезности маркетинговых мероприятий, поэтому его обычно используют для подсчета отдельных инвестиций. Результат показывает только финансовую полезность.
Ошибки, которые допускают чаще всего при расчете
Большое число методов расчета в совокупности со спецификой жизненных циклов компании могут привести к следующим ошибкам.
- Анализ ROI делается на основе разных отчетов: отчета о прибылях/убытках и Cash Flow. Бухгалтерский учет выдвигает другие требования, потому показатели будут существенно разниться.
- В состав затрат не включены доп. расходы. Оплата услуг подрядчиков, комиссии, налоги, эксплуатационные расходы и пр.
- Некорректное распределение сумм расходов и доходов между отдельными РК. Это касается даже небольших компаний.
Где эффективен ROI
- В прямых продажах;
- программах, направленных на повышение лояльности;
- стимулировании сбыта;
- работе с жалобами
Как повысить ROI
- Использовать разные каналы для размещения рекламы. Регулярно отслеживать их эффективность.
- Составлять грамотное рекламное сообщение, которое максимально релевантным запросам пользователей.
- Делать целевые страницы, полностью соответствующие объявлению, по которому был сделан переход.
Таким образом, мы рассказали простыми словами, что коэффициент окупаемости – полезный показатель. Важно правильно им пользоваться в подходящих ситуациях. В результате этого можно без проблем настраивать и регулировать РК.