Сезонность спроса: как продавать в несезон

21 октября 202410 мин16
Поделиться

При разработке стратегии поискового продвижения сайта важно принимать во внимание множество аспектов, включая сезонность спроса на продукт или услугу.

Содержание скрыть

Что такое сезонность спроса

Сезонность спроса – это концепция, которая описывает изменение спроса на определённые товары и услуги в зависимости от внешних условий. В контексте вашего сайта это означает, что количество посетителей может колебаться в зависимости от различных факторов.

Этот параметр является важным инструментом для анализа данных, который позволяет более точно определить периоды роста и спада посещаемости сайта, а также выявить причины этих изменений.

Какие виды сезонности бывают

Существует несколько типов сезонности:

  • Сезонность, связанная со временем года.

Некоторые колебания спроса на товары и услуги зависят от сезонных изменений погоды. Например, осенью увеличивается спрос на зимние шины для автомобилей, сельскохозяйственную технику и т. д.

сезонность запроса "шипованная резина"
График сезонности в Яндекс.Вордстат по запросу «шипованная резина»
  • В преддверии праздников, таких как Новый год, День святого Валентина и Международный женский день, а также в другие популярные даты, наблюдается сезонный рост продаж.

На большинстве торговых площадок пик продаж приходится именно на предпраздничные дни. В феврале и марте увеличивается спрос на товары для мужчин и женщин в связи с празднованием Дня защитника Отечества и Международного женского дня.

Также сезонный рост продаж наблюдается в конце августа — начале сентября, когда начинается учебный год.

График сезонности в Яндекс.Вордстат по запросу «канцелярские товары»

Помимо этого, сезонность запросов воздействует не только на интерес и вероятный трафик, но и может воздействовать на результаты поиска. Например, во время праздников люди чаще ищут «наполеон», чем «император».

  • Предпринимательская деятельность в течение года (включая отпускной сезон, длинные выходные зимой и весной и т. д.).

К таким видам деятельности можно отнести, например, новогодние и рождественские каникулы, майские праздники. В это время многие потребители уходят в отпуск, что приводит к заметному снижению продаж.

  • Бюджетное планирование в государственных организациях.

Многие государственные учреждения сталкиваются с проблемой строгого контроля расходов. В конце финансового периода, например, квартала или года, организации должны использовать все выделенные средства. Однако, в начале года, когда бюджет ещё не утверждён, наблюдается спад активности, так как организации не могут точно спланировать свои расходы.

  • В качестве примера сезонных запросов можно привести знаковые события, такие как Чемпионат мира по футболу, презентация нового iPhone или церемония вручения премии «Оскар».

В зависимости от того, насколько сильно продукт подвержен сезонным колебаниям, можно выделить три типа сезонности:

— жёсткую;
— яркую;
— умеренную.

Продукты с жёсткой сезонностью пользуются спросом лишь в течение короткого периода времени. Например, новогодняя атрибутика — её покупают только один раз в году, непосредственно перед Новым годом.

Продукты с яркой сезонностью характеризуются колебаниями продаж в пределах 30–50%. Примером могут служить товары для активного отдыха, такие как велосипеды, коньки и футбольная экипировка.

Продукты с умеренной сезонностью имеют колебания продаж в пределах 10–15%. Такие товары называются всесезонными.

Как узнать спрос на продукт или услугу: бесплатные способы

  1. Wordstat от Яндекса

Сервис Wordstat от Яндекса предназначен для подбора ключевых слов и оценки интереса пользователей. С помощью функции «История запросов» можно проанализировать, как менялась статистика запросов за последние два года.

Статистику можно просматривать как в абсолютных значениях, так и в относительных. Для получения относительного значения абсолютная цифра нормируется на количество показов результатов поиска Яндекса за соответствующий месяц.

Для анализа доступны следующие данные:

  • по типу устройства (десктопы, мобильные устройства в сумме и отдельно планшеты или телефоны).
  • по географии (страны, регионы, города).
  • по изменению частотности по месяцам (или неделям) за последние два года.

2. Яндекс.Вебмастер

В сервисе Яндекс.Вебмастер на вкладке «Поисковые запросы» (статистика запросов) собирается и анализируется информация о поисковых запросах, которые привели пользователей на ваш сайт из результатов поиска. Источником этих данных является Яндекс.Поиск.

Отчет «Мониторинг запросов» в Яндекс.Вебмастере

В отчёте будет представлена статистика запросов по вашему сайту за последние 2 недели. Вы можете посмотреть отдельно информацию о:

  • Показах,
  • Кликах,
  • Позициях,
  • CTR,
  • Спросе.

Если вам удобно, то можно вывести сразу все показатели в таблицу.

Обратите внимание! Спрос и другие показатели по запросам в данном отчете указаны за каждый день.

Не так давно в Яндекс.Вебмастере появилась видео-справка по тому, как работать со спросом от Михаила Сливинского. Вы можете найти короткие обучающие видеоролики в панели «Обучение» вашего сайта.

Обучающие видео от Михаила Сливинского

3. Яндекс.Метрика

Для сайта, на котором накоплена статистика посещений, о сезонности запросов и тематике может говорить график посещаемости.

Этот график может быть составлен как по небрендовым поисковым фразам, так и по брендовым запросам, если сайт узкоспециализированный.

График сезонности спроса на услуги сайта по подготовке к школьным экзаменам

4. Google Trends

Google Trends — это инструмент, который позволяет оценить популярность определённых запросов или событий в зависимости от их географического расположения и временного периода. С его помощью можно сравнить тренды по их значимости и актуальности.

Сезонность спроса по запросу «зимняя резина» в Google

Для анализа доступны следующие данные:

  •  выбор региона;
  •  уточнение темы запроса (категория);
  •  выбор сервиса, к которому относится запрос (например, веб-поиск Google, YouTube, Новости или Товары);
  •  предложение похожих запросов;
  •  сравнение динамики нескольких запросов.

Для чего необходимо анализировать сезонность спроса?

Грамотное определение сезонных колебаний спроса позволяет:

— определить приоритетные направления развития бизнеса в соответствии с временными рамками;
— разработать маркетинговую стратегию и распределить бюджет;
— более точно прогнозировать уровень спроса, доходов и расходов для бизнеса.

Кроме того, расчёт сезонности спроса помогает составить корректный прогноз трафика при подготовке ключевых показателей эффективности (KPI) и плана работ по проекту.

Продвижение сайта с ярко выраженной сезонностью

В сезонной тематике продвижение сайта требует особого подхода.

Сезонность влияет на стратегию продвижения: нужно готовиться заранее. Если вы продвигаете информационный кулинарный ресурс и хотите привлечь внимание к шарлотке, то статью нужно опубликовать за 2–3 месяца до начала сезона. Тогда к сентябрю она успеет проиндексироваться и попасть в выдачу.

Важно не прекращать работу по продвижению даже в межсезонье, когда спрос снижается. Это время для анализа, выявления слабых мест и оптимизации сайта.

Чем еще можно заняться в несезон

В межсезонье, когда спрос на товары и услуги снижается, не стоит прекращать работу над сайтом, услугами и продуктами. Это время можно использовать для разработки новой стратегии продвижения.

В этот период необходимо:

Собрать семантическое ядро сайта

Это список ключевых запросов, которые пользователи вводят в поисковую систему, чтобы найти товары и услуги. Сбор семантического ядра позволяет понять, что происходит на рынке, а также выявить периоды роста и спада спроса. Для сбора семантического ядра можно использовать такие инструменты, как Яндекс.Wordstat, Google Ads, Key Collector и Serstat.

Проанализировать продажи

На этом этапе необходимо оценить, насколько направления бизнеса приносят прибыль в разные периоды. Для анализа продаж можно использовать такие показатели, как KPI, ABC, SWOT и XYZ.

Провести инвентаризацию

В этот период можно пересмотреть качество продуктов и их остатки. Важно помнить, что уход клиентов не всегда связан с сезонностью. Иногда пользователи находят более выгодные условия у конкурентов или товары, которые они приобретали ранее, становятся неактуальными, и появляются новые аналоги. Продукты, которые не пользуются спросом, лучше исключить из каталога предложений, а запасы продаваемых товаров пополнить.

Провести аттестацию сотрудников

В период межсезонья есть возможность проверить знания сотрудников. Если руководитель, например, не очень хорошо разбирается в сфере копирайтинга, то проверку навыков сотрудников лучше поручить редактору компании. Можно проанализировать работу каждого сотрудника за сезон и предложить повышение или другие бонусы тем, кто отличился в этот период.

Организовать мероприятия для повышения квалификации

В межсезонье можно отправить сотрудников на дополнительные курсы, купить новую литературу для офиса или отправить их на специализированные мероприятия, где спикеры делятся своим опытом с участниками. Например, на HolyJs, Интерьерные Церемонии, Библионочь и другие события.

Обновить контент

Если 8 марта прошло, то нет смысла оставлять рекламные баннеры с цветами или продающие тексты о подарках до следующего сезона. Лучше заменить контент на более актуальный для межсезонья: рассказать о пользе продукта, написать инструкцию по использованию, прорекламировать новый продукт и так далее.

Следить за конкурентами

Необходимо анализировать, что происходит в каталоге других участников рынка: какие новые предложения появились, как изменились старые услуги, проводится ли распродажа прошлогодней продукции и так далее.

Подготовить маркетинговые кампании

Планировать способы продвижения на следующий сезон нужно заранее. Поэтому межсезонье — это время, когда вся команда маркетологов занимается разработкой рекламных стратегий. Кроме того, даже в период спада посетителей можно разработать небольшой план по продвижению каталога в межсезонье и повысить спрос.

Планировать развитие компании или её отдельных направлений

Анализировать предыдущие маркетинговые и контентные шаги, продажи, сравнивать периоды роста и спада посетителей и определять, куда будет двигаться компания. Например, перед Новым годом посетители сайта купили практически весь ассортимент лимитированной коллекции чашек с карикатурными изображениями писателей, но чашки с другими изображениями брали неохотно. Возможно, эту позицию покупали не только из-за праздника, но и потому, что она была оригинальной и просто понравилась клиенту. Тогда можно разработать стратегию развития раздела лимитированных коллекций чашек с карикатурами на известных деятелей искусства или науки.

Как стимулировать продажи в период межсезонья

Конечно, с ярко выраженной сезонностью ничего не поделаешь. Когда Новый год прошёл, летом никто не будет покупать новогодние игрушки или ёлки. Однако, когда сезонный спрос на услуги снижается, можно и нужно продолжать их продавать.

Чтобы стимулировать продажи и привлечь новых клиентов на сайт, можно использовать следующие методы:

Создать искусственный дефицит

Для этого можно использовать социальные сети, где можно рассказывать о том, что товаров осталось мало.

Запустить акции или распродажи

Распродажи помогут продать остатки товаров из прошлых коллекций, но нужно учитывать, что для некоторых людей товары в несезон не актуальны, а некоторые покупатели делают покупки только по скидкам. Поэтому нужно провести анализ и выбрать лучшее время для распродаж. Например, цветы к 8 марта, как быстропортящийся товар, лучше продавать к концу праздника или на следующий день, а в летний период делать скидки на купальники с прошлого года и остатки одежды с весны, а не на новую коллекцию.

Сделать выгодные условия для покупателей

Предложить подарочный купон или бесплатную скидочную карту. Можно регулярно делать подарки. Например, магазин косметики «Подружка» часто дарит небольшие подарки своим покупателям: карандаш для глаз, упаковку влажных салфеток и другие подарки, которые меняются в течение года. «Золотое яблоко» также к каждой покупке добавляет пробники духов. Эти мелочи почти ничего не стоят, но клиенты возвращаются за ними снова и снова.

Создать искусственный спрос

Для этого можно использовать социальные сети, где можно рассказать о том, какие услуги существуют, почему их любят и как часто покупают. Важно подать информацию интересно. Например, снять качественный видеоролик о том, как проходит процедура или создание товара, привлечь тех, кто уже купил продукт, попросить их поделиться впечатлениями. Можно использовать рекламу у известных личностей, которые протестируют продукт, поделятся своим мнением и опытом использования со своей аудиторией. Важно делать это постоянно, чтобы пользователь видел, что продукт действительно востребован.

Использовать подарочные сертификаты

Это альтернатива подарку. Если человек не знает, что можно купить в подарок, то подарочный сертификат будет кстати.

Регулярно проводить презентации новой коллекции

Для этого можно покупать рекламу у известных личностей, а также рассказывать о новинках в социальных сетях. Магазины одежды, косметики, автомобильные салоны, кофейни, студии дизайна, салоны красоты, барбершопы и книжные магазины регулярно проводят фотосессии, снимают видео, рассказывают о новых товарах и услугах в Twitter, VK и других социальных сетях. Можно сделать креативную или даже скандальную рекламу, которая привлечёт внимание пользователей. Например, бренд одежды Levi’s в конце августа 2021 года провёл рекламную кампанию своей новой линейки одежды Pride Collection, которая вызвала бурную реакцию пользователей в сети. Такая реклама привела новых пользователей на сайт магазина и стимулировала к покупкам тех, кто ранее не покупал одежду этого бренда.

Вести блог компании в социальных сетях и рассказывать о последних новостях

В блоге компании нужно рассказывать о последних коллекциях, о распродажах, о планах на будущее, давать обратную связь покупателям и спрашивать, что они хотели бы увидеть в каталоге.

Стать спонсором мероприятия

Например, на Чемпионате мира по футболу большое количествое рекламы от Nike, Adidas, Coca-Cola, а также от музыкантов и кинокомпаний, которые рекламировали свои бренды и продукцию за счёт этого крупного события.

Не обязательно использовать громкое мероприятие. Книжный магазин может провести встречу с известным писателем в своём помещении, а веб-студия может стать спонсором события, где будет встреча с ведущими представителями отрасли. 

В качестве вывода

В заключение хотелось бы отметить, что в межсезонье или в период низкого спроса не стоит останавливаться и ждать наступления нового сезона. Необходимо активно работать над стратегиями продаж, используя инструменты анализа поисковых запросов, и продвигать сайт и бизнес в любое время. 

Поделиться

Полезное по теме

22.06 5 мин6 716
Продвижение сайта без ссылок
За последнее время поисковые системы многое изменили в стратегии ранжирования…
Читать далее →
28.02 7 мин8 103
Внутренняя перелинковка
SEO-оптимизация (Search Engine Optimization) включает в себя также и грамотную…
Читать далее →
14.08 4 мин14 606
Биржа ссылок SAPE - система автоматизации покупки ссылок и продвижения сайта
Хотите, чтобы ваш сайт стал популярным и появился на первых…
Читать далее →

Exit mobile version